В нашу газету продолжают поступать отклики на материал «Первый хор Агаповки», который был опубликован в рубрике «Старое фото».
Из публикации «Первый хор Агаповки» и откликов на неё Людмилы Салминой и Марии Рязановой установлены имена и фамилии всех женщин, изображённых на фото, кроме одной – Пастуховой. Мария Ивановна Пастухова на этом фото – моя бабушка.
Родилась она в 1902 году в селе Озёрное Саракташского района Оренбургской области. Проучилась всего два класса, и отец забрал её из школы, потому что у неё был талант: она очень тонко и ровно пряла овечью пряжу. Это был 1910 год. Вероятно, семье были больше нужны её руки, а не грамотность. Замуж она вышла в 17 лет, переехав в Агаповку. Тогда очень много семей из Озёрного приезжали в Агаповку. На этой фотографии бабушке лет 19-20. У неё родилось двое сыновей: Дмитрий (мой отец) и Иван. Ивана призвали на фронт в 1941 году, и он вскоре был убит. А Дмитрию ИДП предоставило бронь потому, что он обеспечивал телефонную и селекторную связь на известняково-доломитовом карьере. Там он проработал до пенсии, отвечая за АТС карьера и связь. Дмитрий Александрович Пастухов неоднократно награждался за свой доблестный труд.
Я родилась, когда бабе Мане было 50 лет. Из детства помню, с каким большим уважением люди относились к Ольге Карповне Хаменковой, Вере Афанасьевне Бабиковой, Евдокии Филипповне Баевой. Остальные фамилии моя память не сохранила. У моей бабы Мани был очень покладистый ровный характер. Не знаю, как жила она в свои молодые годы (тяжёлое время гражданской войны в семье вспоминали редко), а вот то, что она лет до 68 трудилась кухонной рабочей в столовой ИДП (была такая возле пожарного депо на Промстрое), я помню.
Баба Маня помогала всем четырём внукам и внучкам нянчить правнуков. Умерла она в возрасте 84 лет, как говорят, в здравом уме, твёрдой памяти и на своих ногах. Теперь и мне за 65. Жаль, что мы поздно понимаем, что надо было бы больше расспрашивать своих бабушек и дедушек, сохранять больше семейных реликвий и ценностей. Этой фотографии я раньше не видела, да и у нас их очень мало, старых фотографий. Видимо, тогда было дефицитно сфотографироваться.
А вот пение было всегда: когда работали, когда вечерами пряли шерсть, а уже за праздничным столом – само собой… Бабушка пела и в церковном хоре, и для души, со своими подругами.
Татьяна Малюга (в девичестве Пастухова), с. Агаповка.