Сегодня Талгату Хасимову из Магнитного исполняется 88. Как труженик тыла, он награждён юбилейной медалью «75 лет Победы».
Войну Талгат Хасимов встретил девятилетним мальчишкой. В те годы он жил в Татарии, под Казанью. Мальчик рано осиротел: мама умерла при родах. Но в детский дом малыш не попал: на воспитание его взяла родная тётя – сестра матери. Годы войны, говорит он сегодня, из памяти не стереть. Фашисты до республики не дошли, но с первых дней Великой Отечественной на фронт ушли свыше 700 тысяч жителей Татарстана. Основные тяготы сельского хозяйства легли на плечи женщин и детей: в тяжелейших условиях недоедания и непосильного труда село поставляло из своих скудных ресурсов на фронт хлеб, молоко, мясо, картофель.
– Голодное было время, – вспоминает Талгат Хасимович. – Мы, ребятишки, на быках возили воду, колоски в поле собирали. Колоски сдавали в школе – у каждого школьника был норматив сдачи зерна. А ночью потихоньку бегали в поля, чтобы домой принести хоть немного зерна. Чтобы запах хлеба нас не выдал, печку топили кизяком. Он дымил и вонял. Так и спасались от голода и наказания за воровство хлеба.
А ещё от голода спасала тыква: выращивали её много и ели потом до весны. В ход шли и мякоть, и семечки. С тех пор в огороде у Хасимовых всегда растёт тыква.
Помнит Талгат и то, как каждую ночь старательно занавешивали окна тряпками.
– В Казань было эвакуировано много заводов и институтов, поэтому опасались налётов фашистской авиации. До сих пор помню, как каждую щёлочку закрывали, – вспоминает он далёкое детство.
На Урал Талгат приехал в начале 50-х: в Магнитогорск на комсомольскую стройку. Работал на комбинате.
Как было принято в те годы, рабочих отправляли в село помогать колхозникам собирать урожай. Так Талгат впервые оказался в Магнитном, впервые сел за трактор поднимать целину. В свободное время были танцы и девушки. Одна из них покорила сердце паренька. Её звали Рашида. Талгат, не задумываясь, женился на красавице, и они переехали жить в Магнитный. Пошли дети, забот добавилось. Но находилось время и на отдых. А под рукой всегда была гармонь. Пел, в основном, татарские песни. Он прекрасно помнит родной язык: не только понимает, но и говорит.
Сначала Талгат работал трактористом на первом отделении, потом – экспедитором в стройчасти совхоза, но каждую уборочную кампанию садился на комбайн убирать хлеб. Хлеб – это святое…
А когда сын Роберт решил уйти в фермеры, Талгат Хасимович поддержал его и, даже будучи на пенсии, помогал хозяйству встать на ноги.
Сегодня он с горечью говорит о развалившемся хозяйстве – некогда могучем совхозе «Магнитный».
– Ведь золотые были времена! Сколько мы всего построили в посёлке! Асфальт на улицах положили. И ничего не сохранили, – сетует ветеран.
– Отец часто уезжал в командировки за стройматериалами. В посёлке много строили: жилые дома, школу, детский сад, больницу, магазин. Нужны были стройматериалы. Вот отец как экспедитор и доставал дефицит: лес, кирпичи, шифер, цемент, – вспоминает сын Роберт. – Частенько из дома забирал банки с вареньем и солениями – видимо, с маленькими презентами было легче договориться. И никогда он не возвращался без маленьких подарочков для нас, детей. Помню, то клюшку хоккейную привезёт, то коньки. А однажды в Киев полетел за краской: во времена тотального дефицита найти чёрную краску для директорской машины было почти нереально. А он привёз.
Нашёл и привёз, может быть, потому что сам всегда очень любил технику и легко справлялся и с легковой машиной, и с мотоциклом, и с трактором, и с комбайном, и даже с экскаватором.
– Ему даже не надо было учиться. Садился и ехал. И техника его слушалась, – говорит сын.
Рашида работала в столовой. На её плечах были и дети, и огород, и хозяйство. А с отцом у детей были приключения.
– Однажды сестра Соня и отец пошли за грибами и нашли бивень мамонта. Принесли его домой, отмыли. Потом к нам приезжали археологи, изучали этот бивень, подтвердили его подлинность. Помню, и корреспонденты, и работники музея – кто только к нам тогда ни приезжал из-за этого бивня. Все фотографировали, расспрашивали… Потом отец отдал его в музей Магнитогорска. Там он, наверное, до сих пор есть, – вспоминает Роберт.
Несмотря на занятость на работе и частые командировки Талгата, вдвоём с Рашидой они построили свой дом, который и стал их родовым гнездом.
Здесь собирается семья по праздникам. Здесь отметят и очередной день рождения главы семейства. Свой 88-й день рождения Талгат Хасимович встречает в кругу семьи: дочь Соня – медицинский работник, сын Роберт – глава крестьянского хозяйства и депутат районного Собрания трёх последних созывов, четверо внуков и трое правнуков. Жаль только, супруги уже нет рядом…
– Отец у нас строгий и требовательный, – говорит Роберт. – Даже сейчас мы для него – дети. Может и поворчать, и замечание сделать. И до сих пор не может сидеть без дела: в магазин сам ходит, летом у него куры и гуси, до последнего огород держал.
В канун дня рождения Талгат Хасимович, как труженик тыла, награждён юбилейной медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Поздравляли всей большой дружной семьёй. Особенно радовалась награде правнучка Нонна.