Творчество наших читателей

Азамата Мамбетова жители района прежде всего знают как спортсмена, преподавателя, краеведа, спасателя

Сегодня мы представляем вниманию читателей литературное творчество Азамата. По признанию автора, сюжеты этих небольших рассказов копились давно и вот обрели словесную форму. Полагаем, они заставят о чём-то поразмышлять, о чём-то задуматься, возможно, даже поспорить, но точно не оставят равнодушными.

Колдовка*

Ночью одновременно заболели молодая женщина и ребёнок. Сильный жар. Женщина, несмотря на болезнь, сбегала на работу, на утреннюю дойку. Быстро подоила коров и вернулась домой. На кухне, сидя на скамейке, её поджидала старуха. Увидев женщину, она строго сказала:

– Ты что ж, окаянная, заболела, а ко мне не пришла? Я всю ночь из-за тебя спать не могла. Тебя и твоего ребёнка сглазили. Позавидовали, а зависть – это пожелание смерти. Знаю, что ты кормишь грудью родного сына и сына твоей соседки – у неё молока нет, а твоего молока хватает на двух малышей. Оба ребёнка сытые, упитанные. Позавидовали тебе.

Старуха что-то пошептала над ребёнком, он перестал плакать и сразу уснул. А с женщины во время леченья ручьём лился пот, и она почувствовала облегченье. От угощения и вознаграждения старуха отказалась, обещала зайти на следующий день.

Старушку в деревне люди побаивались, между собой называли её Колдовкой. Много добра принесла она односельчанам: принимала роды, лечила болезни. Если в деревне кто болел, болела и она. Была она высокого роста, сухощавая, по характеру строгая, немногословная, трудолюбивая. Зимой при любой погоде стирала и полоскала вещи в реке в проруби. Её муж офицер, белоказак сгинул в гражданской войне, ушёл с атаманом Дутовым в Китай – судьба неизвестна. Прожила она до глубокой старости. Люди говорили, что дар свой лечить она передала перед смертью дочери.

События имели место в одном из казачьих посёлков Южного Урала.

*Колдовка (местное наречие) – значит «колдунья», «ворожея».

Диуана*

Родители попросили девочку проводить в соседнее село слепую женщину. Шли вдоль реки. Стоял майский, ясный, солнечный день, от земли поднималось марево, высоко в небе звенели жаворонки, ликовала степь.

К удивлению девочки женщина хорошо знала дорогу.

– Сейчас за поворотом будет родник, остановимся, передохнём, – сказала женщина.

Подошли к роднику, помыли руки, лицо, попили студёной воды, присели отдохнуть.

– Дочка, не всегда я была слепой, – начала свой рассказ женщина. – Я тоже когда-то была молодой и красивой и о многом не задумывалась. Я поздно поняла, что никогда нельзя смеяться над калеками, больными и физическими недостатками других людей. Однажды к нам в село зашёл старик. Он ходил по деревням, лечил людей молитвами, заговорами, все его называли Диуана. Помню, что одежда на нём была вся белого цвета. Мой отец пригласил старика к нам в дом на обед. Когда я увидела его, на меня напал безудержный смех. У старика были странные, большие, навыкате глаза. Я разливала чай и смеялась и никак не могла остановиться. Старик сказал:

– Дочка, я знаю, ты смеёшься надо мной. Молода ещё. Нехорошо это.

Потом, когда старик ушёл, я пошла к колодцу за водой. На обратном пути внезапно поднялся смерч и мне пылью, песком больно ударило по глазам. Так я ослепла, с тех пор ничего не вижу.

*Диуана – блаженный, человек близкий к Богу, странствующий отшельник, суфий.

Ен*

Этот случай произошёл в Башкирии. Было время, когда весь совхозный скот на всё лето перегоняли на яйляу**. Недалеко от яйляу находились брошенная деревня и старое зыярат***. Деревня пустовала. Много лет назад люди переселились поближе к цивилизации, где были дороги и электричество. Почерневшие дома с заколоченными окнами, оседая и заваливаясь, медленно умирали. Все дворы и пустыри заполнили заросли конопли и полыни. На местах пожарищ цвёл иван-чай. Ходили слухи, что в этих местах водится ен. По ночам со стороны деревни и болот слышались странные звуки: кто-то там плакал, как ребёнок, стенал и смеялся. Старики рассказывали, что на зыярат похоронен аулия**** и поэтому здесь много ен. При жизни аулия вёл с ними духовную брань.

Дойных коров пасли по ночам. Однажды в душную, лунную ночь пастух – молодой мужчина – захотел пить. Коровы паслись у лесного ручья, где простирались замечательные луговины. Он подошёл к ручью, прилёг, упёрся руками за берег, опустил лицо в воду и напился. После этого на лице мужчины появились незаживающие язвы. Он обратился в больницу. Его долго лечили, но улучшений не было. Диагноз поставили «волчанка», а как известно, способов вылечить волчанку пока не существует – с этим вопросом наука пока не разобралась. А старухи говорили, что это ен, который живёт в воде, коснулся лица пастуха, когда он пил воду из ручья.

Со временем у мужчины случилось тихое помешательство. Он стал видеть покойников и чертей. На девятое мая, когда все ушли на праздник, он вынес из дома во двор кресла и поджог их: в креслах сидели черти. Потом мужчина покончил жизнь самоубийством – удавился.

В детстве нам бабушка тоже не разрешала пить воду, опустив лицо в ведро. Она говорила, что воду нужно пить с посуды, а если нет посуды, пить с ладошки, прочитав короткую молитву.

И ещё, почему-то вспомнил сказку «Про Алёнушку и братца Иванушку», когда братец напился водицы из копытца и превратился в козлёночка.

* Нечистая сила.

** Летние выпаса.

*** Мусульманское кладбище.

**** Святой, праведник.

Тяжёлый крест

С утра посещали мрачные мысли: «Как дальше жить? Беспросветная мгла. Вот уже больше полгода на заводе не выдают зарплату. Часть зарплаты выдали бартером: итальянский плащ, двухкассетный магнитофон «Sony» и ящик вьетнамских «бич-пакетов». Жена как-то умудряется сводить концы с концами: кормит детей, провожает и встречает их из школы. Временами приходит помощь из деревни, родственники привозят продукты. Но без денег как жить?».

Вышел на остановку. На остановке уже собралось несколько человек, они мрачно трут заспанные лица. Холодно. Несколько дней шли дожди, а сегодня ночью ударил мороз. Серое небо поздней осени не радовало ни одним проблеском солнца и нагоняло свинцовую тоску. Наконец подошёл первый утренний трамвай. Втиснулся в последнюю дверь. В битком набитом вагоне удалось ухватиться за поручень. Сегодня всё раздражало: потёртые кожаные куртки пассажиров, старые меховые шапки с запахом нафталина, серые лица и запах перегара.

Доехал до завода. На проходной бойко шла торговля. Бабули-«божьи одуванчики» продавали жареные семечки, поштучно сигареты и из-под полы разливали водку. Было сумрачно. Он стоял на остановке и сквозь этот сумрак наблюдал за людьми, на работу идти не хотелось. Подошёл следующий трамвай, из него вышли мужчина и девочка. И вдруг на какой-то миг выглянуло солнце и в эту струйку света попали два человека. Навстречу к нему шёл аккуратно одетый мужчина, за руку вёл девочку лет семи. Девочка что-то рассказывала и улыбалась. Когда они подошли поближе, он разглядел их. У девочки через всё лицо, от лба до подбородка проходил большой шрам, один глаз был выше другого и смотрел куда-то в сторону. От увиденного сердце затрепетало. Он подумал: «Мужчина будет всю жизнь нести эту боль, этот тяжёлый крест. Каждый день смотреть на свою дочь и знать, что ничего нельзя изменить, исправить». И ему стало стыдно за своё малодушие, за свои безысходные мысли.

Он сказал: «Всё будет хорошо!»

Измена

«Болезни и разврат отцов и матерей.

У колыбели ждут невинных дочерей».

«Цветы зла», Ш. П. Бодлер.

К Старцу-прозорливцу пришёл человек и рассказал свою историю:

– Вот уже полгода, как я в разводе. Причина развода – измена жены. Прожили мы с ней более 15 лет, есть дети. Я до сих пор не могу понять, почему это произошло со мной. Работаю я на заводе бригадиром, зарплата небольшая, но стабильная, есть квартира, машина. Спиртное употребляю редко, только по большим праздникам. Люблю детей, люблю жену. Может быть, причина во мне, что я мало уделял внимания жене, мало говорил красивых слов?

Старец внимательно слушал, перебирая чётки, глубоко погрузившись в себя.

– Измена – это сознательный выбор, предательство. Это глумление над нравственными законами, нанесение боли и страданий близким людям. Или если сказать современным языком, это нарушение космических законов. В том, что с тобой произошло, твоей вины нет. Зерно измены было посеяно в роду жены по материнской линии. В роду был внебрачный ребёнок, о котором никто не знает, – это нераскаянный грех, это тайна бабушки. В Священном писании говорится: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов, любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои». Человек – это мысли и устремления его родителей, предков. Судьба человека – это программа, заложенная родителями. Ничто не возникает из ничего, и ничто не исчезает бесследно. Твоя жена шла навстречу своей судьбе.

– Так значит, ничего исправить нельзя?

– Свою судьбу могут изменить единицы, но для этого нужно осознание, личное устремление и духовная борьба. В этой битве без Бога не устоять.

– Как мне дальше жить?

– Живи по совести, по правде живи. И не разрушай свою жизнь негативными мыслями.