Надо заметить, что церковная и гражданская терминологии имеют существенное различие: слово «неделя» в церковной традиции обозначает воскресный день, неделя же в гражданском понимании обозначается словом «седмица».
Вторая неделя по Пасхе (первое воскресенье после Пасхи) именуется Антипасхой или Неделей о Фоме. В этот день вспоминается явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, вначале не поверившему вести о Воскресении Христовом. Евангелист Иоанн отмечает, что при первом явлении всем Своим ученикам, собранным вместе, отсутствовал апостол Фома. Несмотря на свидетельства других учеников, Фома не решался верить в это чудо до тех пор, пока, как он сказал, не увидит на руках воскресшего Господа ран от гвоздей и не вложит руки своей в рёбра Его, пронзённые копьём.
Спустя восемь дней по Своём Воскресении Спаситель вновь явил Себя Своим ученикам и обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои…» Так уверовал Фома, и этот день для него был вместо Пасхи (на греческом языке – Антипасха). Иисус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны те, что не видели и уверовали».
Однако эта вера основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путём, каким достиг её Фома.
Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения, как Фома, или вообще постоянных чудес. Поэтому Господь ублажает тех, которые достигают веры доверием к учению Христову. Это – лучший путь веры.
Протоиерей Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери.