Крещение Господне

19 января православная Церковь празднует Святое Богоявление – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Ближайший воскресный день перед праздником Крещения, в этом году 14 января, называется Неделей пред Богоявлением, так как в древности на этот праздник, как и перед Пасхой, совершались массовые крещения готовых к этому Таинству людей.

Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В православной Церкви этот праздник отмечается с тем же величием, что и праздник Рождества Христова.

Господь Иисус Христос принял Крещение в водах Иордана в возрасте 30 лет. Перед выходом Господа на служение спасению мира Богом был послан пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Христа. Святой Иоанн Предтеча проповедовал при реке Иоардан и крестил приходивших к нему крещением покаяния.

Когда же Сам Господь пришёл к нему, чтобы также креститься, Иоанн останавливал Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы исполнить всякую правду – то есть «исполнить закон, водами погребсти человеческий грех» (преподобный Иоанн Дамаскин), освятить водное естество и подать всем пример Крещения.

Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нём голосом с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мк. 1, 11), и Бог Дух Святой сошёл с небес на Христа в виде голубя.

День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует сочельнику рождественскому и также является днём строгого поста.

В крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды.

Для чего крестимся мы? Если коротко: для того, чтобы очиститься Святым Духом от прародительского греха, переходящего от прародителей Адама и Евы на всех их потомков путём рождения. И от своих грехов, когда крестятся не в младенчестве, а в возрасте. Крестимся и для того, чтобы через Святое Крещение приготовиться ко принятию в себя Святаго Духа, сделаться Его храмом, чего и удостаиваемся вслед за Крещением в Святом Миропомазании. Крестимся и для того, чтобы сделаться способными к добру и достойными вечного спасения.

Святая вода

Праздник Богоявления предваряется навечерием, именуемым Церковью Крещенским сочельником. В пениях и чтениях, положенных в навечерие, Церковь вспоминает всё, что касается Крещения. Произносятся молитвы о благословении Божием над водой и наитии на неё Духа Святого для дарования ей силы очищения и исцеления. Освящённая в этот день, как и в сам праздник Крещения, вода обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать душевные и телесные недуги, она долгое время не портится. Освящённая вода называется великой агиасмой (святыней).

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода. Освящённая вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в неё в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несёт домой сосуд со святой водой, бережно хранит её как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи. Приемлемая с верой и молитвой, святая вода врачует наши телесные болезни, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Протоиерей Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери.