В Агаповском районе участники фольклорно-этнографической экспедиции из Санкт-Петербурга нашли интересных для себя людей в Янгельском, Светлогорском и Наровчатском поселениях.
Ольга Дементьева ещё ребёнком переехала сначала в Магнитогорск, а потом и в Агаповский район, в посёлок Харьковский, с Оренбуржья, тогда это была Чкаловская область – казачий край.
Отец Ольги Максимовны виртуозно владел балалайкой, знал много казачьих песен. Мама пела, сёстры пели.
– Соседи, помню, всегда восхищались, как хорошо поют Кольцовы (я в девичестве Кольцова), – говорит Ольга Максимовна. – Музыка всегда была в доме. Мама пела: «Серёжа, ты Серёжа, Серёжа-пастушок. Сыграй, сыграй, Серёжа, в серебряный рожок…»
У отца девочка научилась игре на народном инструменте, у мамы – пению. Помнит она и старинные казацкие песни. Поэтому именно к ней приехали студенты и сотрудники Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Как участники фольклорно-этнографической экспедиции они ездят по Южному Уралу и собирают народные песни и частушки, наигрыши на музыкальных инструментах и традиционные танцы и пляски.
Ольге Максимовне 88. Но она не сидит без дела – хлопот по дому и огороду хватает. Завидев питерских гостей, откладывает домашние дела и берёт в руки балалайку. Руки по-прежнему легко управляются со струнами, в памяти всплывают одна за другой частушки на казачьи наигрыши – «Подгорная», «Сербиянка». Студенты внимательно слушают, записывают на бумаге и всё фиксируют на видео.
– Наша задача – собрать максимально много вариантов исполнения песен и частушек, чтобы учить наших студентов настоящему народному исполнению народных песен, – объясняет столь дотошный интерес сотрудник консерватории Кирилл Крылов.
Часа полтора – и песня готова. Ольга Максимовна, Кирилл и первокурсник Иннокентий на три голоса уже исполняют:
Запели мелки пташки, был слышен голосок,
Два храбрые героя просились на часок:
«Любезная хозяюшка, пусти нас ночевать».
Хозяйка отвечала: «Я печку не топила,
Гостей я не ждала».
«Любезная хозяюшка, не надо ничего,
Мы рано на рассвете уедем воевать…»
Ребята проделанной работой довольны.
– Нам важно найти настоящее русское, народное исполнение. Обработок современных много. Но это не искусство. Искусство – здесь, в селе, в глубинке. Мы обязаны его сохранить и передать будущим поколениям, – объясняет Кирилл. – Приходится уже использовать и метод реконструкции, как сегодня. Ольга Максимовна молодец: она вспомнила и слова, и мелодию; несмотря на возраст, хорошо спела… К сожалению, находить людей, помнящих и могущих воспроизвести старинные песни, наигрыши или обряды, всё меньше, а сохранность традиций год от года хуже. В соседних районах, например, в Кизильском, чуть лучше с этим обстоят дела. В Агаповском мы нашли интересных для нас людей в Янгельском, Светлогорском, Наровчатском поселениях.
От местных жителей нам интересно услышать рассказы о народных праздниках, описания свадебного и похоронного обрядов; хотелось бы больше узнать о народной медицине, предметах быта и старинных костюмах. Нам интересны частушки, песни, наигрыши, танцы – драгоценный источник знаний о прошлом для подрастающего поколения. Мы ставим амбициозную цель – возродить интерес к родной культуре и культуре соседних народов.
Тёплая творческая беседа завершилась коллективным исполнением старинных песен:
Там в саду при долине
Громко пел соловей.
А я, мальчик, на чужбине
Позабыт от людей.
Позабыт, позаброшен
С молодых, юных лет.
Я остался сиротою,
Счастья, доли мне нет.
Вот и холод и голод –
Он меня изморил,
А я, мальчик, ещё молод,
Это всё пережил.
Ольга Антоновна Касьянова, знаток украинских народных песен.
С народными исполнителями из п. Черноотрог во время экспедиции в 2017 году.