Наша героиня 37 лет проработала в местном детском саду.
Мария Ивановна родом из большой и дружной семьи Боярских. Родители были одними из первых спецпоселенцев, приехавших сюда. После окончания средней школы Маня, так её ласково звали родные, решила поступать в Магнитогорский педагогический институт – хотела стать учителем русского языка и литературы. Но не прошла по конкурсу. Спустя несколько месяцев девушка вернулась в родное село и попросилась на работу воспитателем в детский сад, где как раз требовался сотрудник.
– Принимало меня на работу правление колхоза, – вспоминает Мария Ивановна. – Семь человек. Заведующей детским садом была Анастасия Андреевна Спиглазова. Она меня радушно приняла и направила в группу к старшим ребятишкам.
Страшим было от 3 до 7, и было их в группе 38 человек. Те, что до трёх лет, посещали ясли, а помимо них в спальне лежали ещё 11 грудничков – кому два, кому четыре месяца.
– Всего на тот момент в садике воспитывалось 78 детей, – рассказывает Мария Ивановна. – Здание – глиняное, не приспособленное, отопление – печное, вода – привозная. Зимой я частенько задерживалась до позднего вечера, чтобы подтопить печь. А чтобы уследить за своими сорванцами, придумала «шефство». «Тебе, Витя, – говорю, – уже 6 лет, ты большой мальчик – значит, ты берёшь шефство над вот этим трёхлетним малышом. Когда пойдём на прогулку, сначала помоги собраться ему, потом сам одевайся. На площадке присматривай за ним…» Схема работала, и старшие девчонки и мальчишки с удовольствием присматривали за младшими.
В период посевной и уборочной детский сад работал весь световой день. Так что Мария Ивановна, как и её коллеги, приходила на работу одной из первых в селе, а уходила позже всех.
Но ни бытовые трудности, ни напряжённый график Марию не смущали.
– Наверное, это потому, что нянчиться приходилось ещё с детства. Мне было восемь, когда мама уходила на работу (у каждого колхозника в году должно было быть не меньше 120 трудодней), а меня оставляла с младшей сестрой Катей. Я всегда оставалась с удовольствием…
Вот и в детском саду ей нравилось общаться с детьми, она знала и любила каждого. Дети платили ей тем же.
– Помню, Саша, сын одной из наших учительниц, так тяжело привыкал к детскому саду, плакал, – вспоминает Мария Ивановна. – И вот как-то уходит, а я ему говорю: «Саша, ты приходи завтра, мы ведь все тебя здесь ждём». И он пришёл, утром маме говорит: «Пойдём в садик, там ведь меня Мария Ивановна ждёт».
Отработав несколько лет, Мария Ивановна решила получить профессиональное дошкольное образование. Однако в Магнитогорском пединституте такого отделения не было, нужно было ехать в Челябинск. В городе Троицке находилось педагогическое училище, и Мария Ивановна решила учиться там, на заочном отделении.
– Когда я поступала, приёмная комиссия попросила меня в качестве одного из вступительных испытаний рассказать сказку, – с улыбкой вспоминает моя собеседница. – Я выбрала «Конька-Горбунка». Я её часто детям рассказывала. Дошли до того момента, когда Иван пошёл сторожить, да его сон одолел. Ах ты проклятый сон! Взял балалайку, и полилась над полем песня – и я запела песню «Ой, ты степь широкая…» Думала, они меня остановят, а они заслушались. Потом говорят: «Такого у нас ещё никогда не было».
Пока Мария Ивановна постигала педагогическую науку, дома её ждали маленькие дети.
– Когда поступала, Серёже было чуть больше года, а когда заканчивала, дочке Леночке – всего полтора, – продолжает Мария Ивановна. – А ещё огород, хозяйство, гусенята вывелись. Спасибо свекрови моей – во всём помогала и никогда словом не обмолвилась, дескать, это благодаря мне ты выучилась. Да и Петя, муж, во всём поддерживал. Жили мы дружно, одной большой семьёй.
В 1974 году Анастасия Андреевна Спиглазова ушла на заслуженный отдых, передав заботы об учреждении Марии Ивановне. В выборе своей смены она не ошиблась: новый руководитель душой болела за общее дело.
– Старались сделать так, чтобы нашим ребятам было интересно, чтобы они были всесторонне развиты, – рассказывает Мария Ивановна. – Помимо уроков рисования, лепки, работы с бумагой, были занятия по родному языку, знакомство с окружающим миром, пение. Обязательно проводили утренники к Новому году, 23 февраля, и 8 Марта, к 1 Мая, Дню Октябрьской революции, началу учебного года. Шили костюмы, реквизит, учили стихи и песни.
– Марию Ивановну называли директором с открытой дверью, – говорит её бывшая воспитанница, а ныне сама педагог и руководитель Светлана Лавритова. – Дверь её кабинета никогда не закрывалась. Всегда она была готова выслушать сотрудника, родителя, ребёнка. С нами, детьми, учитель разговаривала на равных. Чувствовалось, что она искренне заботится о тебе, знает, как живёт семья, где учатся старшие братья и сёстры. Думая об этом сегодня, я не перестаю удивляться её душевности, открытости, такту, умению найти подход и подобрать нужные слова каждому ребёнку. Неслучайно её бывшие воспитанники до сих пор навещают её, подходят на улице.
– Это так, – улыбается Мария Ивановна. – Недавно вот подошёл высокий мужчина: «Здравствуйте», – говорит. Я ему: «Здравствуйте! А Вы кто?» – «Мария Ивановна, ну неужто Вы меня не узнали?! Я же Паша Кузьмин». – «Ой, Паша, да ты же был такой маленький, худенький, а сейчас под два метра ростом…»
За годы профессиональной деятельности Мария Канунникова не раз награждалась благодарственными грамотами, медалями. В их числе медаль «30 лет Победы над фашистской Германией», юбилейная медаль «В память 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Но сама Мария Ивановна главной наградой считает то, что за годы её работы в детском саду не произошло ни одного ЧП с детьми.
Рассказывая о Марии Ивановне, нельзя не отметить, что помимо основной работы у неё всегда было много общественной нагрузки. Она возглавляла женсовет, местную парторганизацию, много лет была бессменным председателем участковой избирательной комиссии. А ещё шила, вязала, вышивала, помогала ветеранам, сохраняла по крупицам историю посёлка. Удивительная женщина, да и только.
От души поздравляем Марию Ивановну с профессиональным праздником и прошедшим 85-летним юбилеем! Желаем ещё долгие годы оставаться такой же активной и жизнерадостной, всеобщей любимицей посёлка.
Автор: Надежда Лавритова