*1593: как защититься от телефонных аферистов

В Челябинской области начала работу горячая линия по противодействию телефонному мошенничеству

Телефонные мошенники – большая проблема современности. Ежедневно десятки людей отдают свои деньги и становятся жертвами обмана.

Цифра

700 млн. рублей – такую внушительную сумму за семь месяцев этого года потеряли южноуральцы, которые повелись на уловки телефонных аферистов

Не станьте одной из жертв. За последние полгода подавляющему большинству россиян (83%) приходилось иметь дело с телефонными мошенниками. По сравнению с прошлым годом показатель вырос на 7 пунктов. Общение с преступниками обернулось значительным материальным ущербом для 6% тех, на кого выходили мошенники. Об этом сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по результатам социологического исследования.

По данным ГУ МВД России по Челябинской области, всего с начала года зарегистрировано свыше 5,5 тысяч преступлений в IT-сфере. Раскрывать их сложно, так как часто мошенники либо звонят из-за границы, либо хорошо шифруются. В прошлом году потерпевшим возмещено ущерба лишь 2,4% от общей суммы потери.

Один из последних случаев: пенсионерка передала деньги мошенникам, которые сообщили о «ДТП с её дочерью». В полицию Чебаркуля обратилась 80-летняя пенсионерка. Она рассказала, что ей на стационарный телефон позвонила девушка и сказала, что по вине её дочери произошло ДТП, в котором пострадал человек, и если мать не хочет уголовного преследования для своей дочери, она должна передать 800 тысяч рублей. Пожилая женщина ответила, что имеет только 100 тысяч. Неизвестная потребовала от собеседницы, чтобы та завернула деньги в полотенце, положила в пакет и отдала молодому человеку, который к ней придёт. Пенсионерка выполнила требования и передала деньги. То, что её обманули, бабушка поняла спустя три часа, когда с работы вернулась её дочь… Незнакомца зафиксировали камеры видеонаблюдения. Возбуждено уголовное дело.

Злоумышленники входят в доверие, давят на эмоции и чувства, вводят в заблуждение, с каждым разом совершенствуя мошеннические схемы.

Наиболее распространённые ситуации:

  • звонок из банка или от якобы родственников;
  • SMS-просьба о помощи;
  • сообщения с кодом подтверждения;
  • навязчивые звонки-призраки с номеров, перезвонив на которые вы лишитесь энной суммы, сразу же списанной с вашего устройства.

Только за последние недели двое жителей Озёрска после телефонных разговоров с якобы представителями банков лишились около 6 миллионов рублей собственных и кредитных средств. 30-летний житель Еманжелинска потерял более полумиллиона рублей после разговора с мошенницей, которая представилась сотрудником технического отдела банка. Жительница села Миасское поверила звонившему ей лжесиловику. Мужчина представился сотрудником правоохранительных органов и рассказал о спецоперации по раскрытию финансового преступления.

В числе пострадавших есть, к сожалению, и жители Агаповского района.

Гульжан Куйшибаева, начальник следственного отдела ОМВД

«С начала года в Агаповском районе возбуждено 20 уголовных дел по фактам мошенничества. Все потерпевшие знали о возможных схемах обмана, но почему-то поверили звонившим и беспрекословно выполнили все их команды». 

Обычно нам советуют при звонке возможных мошенников прервать разговор и перезванивать в банк по телефону, указанному на оборотной стороне карты. Но в этом и затык (*неожиданно возникшая проблема) – это неудобно. Карты может не оказаться под рукой. Телефон на ней написан мелким шрифтом – люди быстро могут его и не разглядеть. Номера у разных банков разные, длинные – запомнить их весьма проблематично. К тому же горячие линии банков нередко сильно усложнены голосовыми помощниками, выйти на живое общение с оператором сложно – пока до консультанта достучишься, минут 30 пройдёт.

Чтобы минимизировать число таких преступлений и постараться оградить от последствий южноуральцев, автономная некоммерческая организаций «Центр общественного мониторинга и проектов Челябинской области» создала горячую линию по противодействию телефонному мошенничеству, где сотрудники call-центра обрабатывают информацию и дают дальнейшие инструкции.

Чтобы ею воспользоваться, достаточно набрать на мобильном телефоне короткий номер: *1593. Специалисты готовы консультировать ежедневно с 9 до 18 часов. Звонок бесплатный.

Олег Гербер, руководитель АНО «ЦОМ»

«Мы призываем жителей Челябинской области вообще не отвечать на вызовы с незнакомых номеров, так как в большинстве случаев это и есть мошеннические звонки, но если разговор всё же начался, то рекомендация одна: положить трубку, набрать *1593».

У горячей линии *1593 есть основной плюс: не надо рыться в карточках, искать номер банка, ждать пока с голосового помощника достучишься до консультанта. Номер короткий. Звонок бесплатный.

На заметку

В Центре общественного мониторинга также советуют южноуральцам настроить на мобильных телефонах и смартфонах родственников (особенно пожилых) идентификацию вызовов. Это может быть либо спам-фильтр от крупных компаний (Яндекс, 2ГИС, VK и др.), либо полная блокировка неизвестных номеров, которую можно установить в настройках устройства.

Не отвечайте на вызовы с незнакомых номеров ВООБЩЕ. Но если вдруг разговор завязался, и у вас начали просить персональные данные, в 100 % случаев это МОШЕННИКИ.

Сразу звоните *1593 📞

Здесь вы получите информацию о том, кто выдавал себя за банк, полицию или вашего родственника ради денег.

Цифра

83 % россиян за последние полгода сталкивались с телефонным мошенничеством

Если вам звонят с незнакомого номера – не берите трубку.

Если вас просят перевести деньги – закончите разговор.

Если у вас спрашивают данные карты – положите телефон.

Ежедневно десятки людей отдают свои деньги и становятся жертвами обмана. Не станьте одним из них.

Телефоны дежурной части ОМВД по Агаповскому району 02 и 8 (35140) 2-14-42 работают круглосуточно.

Автор: Елена Вашкевич