Роспотребнадзор намерен усложнить операторам связи возможность подключения платных услуг без согласия абонента. Проект такого постановления кабмина опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В случае принятия документа абонент сможет подключить новые услуги только своими активными действиями — отправкой смс или исходящим вызовом. Весь этот процесс оператор должен будет детализировать в отчёте об оказанных услугах.
Сотовая связь стала неотъемлемой частью жизни, сделав её комфортнее и значительно мобильнее. Омрачают же наше высокотехнологичное бытие лишь неуёмные аппетиты операторов, обновляющих свои тарифы и, соответственно, повышая цены на услуги в одностороннем порядке. При этом законы как бы не нарушаются. Но это с одной стороны…
Дело в том, что при изменении тарифа сотовики опираются на правила оказания услуг телефонной связи, утверждённые постановлением Правительства от 9 декабря 2014 года. Эти правила обязывают оператора извещать абонента об изменении тарифных планов не позднее чем за 10 дней до этого. В то же время, согласно статье 44 закона о связи, операторы оказывают услуги на основании договоров, заключённых с абонентами. В них, как правило, и прописывается норма о том, что оператор сам может изменять тариф, в том числе и в сторону повышения стоимости.
Оспорить такую норму сложно, но, как показывает судебная практика, можно. Адвокаты отмечают, что при обращении абонента с жалобой в Роспотребнадзор, как правило, последние в рассматриваемом случае заводят дело об административном правонарушении. При последующем рассмотрении жалобы в судебном порядке суды, часто ссылаются на нормы Гражданского кодекса. В частности, на недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
«В статье 310 ГК РФ содержится запрет на односторонний отказ от выполнения обязательств или одностороннее изменение условий договора. В соответствии пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон. Таким образом, действия операторов сотовой связи прямо противоречат существующему законодательству Российской Федерации, а шансы выиграть дело у абонента достаточно высоки», — приводится мнение эксперта на сайте Гарант.ру.
Здравый смысл и судебная практика показывают, что главное — это всё же не уведомление абонента об изменении тарифа, а его активное согласие, которым молчание никак не может трактоваться. В Роспотребнадзоре эту норму решено зафиксировать в правовом поле. К тому же и повод имеется: старые правила предоставления услуг связи попадают под «регуляторную гильотину» и утрачивают силу с 1 сентября 2021 года.
Предложенный проект правительственного постановления предлагает закрепить не право оператора связи, а обязанность своевременно доводить до абонента необходимую и достоверную информацию по оказанию услуг в соответствии с договором.
В ведомстве считают, что это позволит потребителю своевременно ознакомиться с необходимой информацией об услугах связи.
«Поскольку последний в первую очередь войдёт в личный кабинет, прочитает короткое текстовое сообщение, направленное на его абонентское устройство, осуществит звонок в информационно-справочную службу, нежели ознакомится с подобной информацией на официальном сайте оператора связи», — говорится в пояснительной записке к документу.
Кроме того, Роспотребнадзор предлагает при рассмотрении дел о подключении платных услуг без согласия потребителя возложить бремя доказывания на оператора связи. (Сейчас, как мы знаем, абонент должен доказывать, что услуги ему были подключены без его ведома.) В случае принятия постановления абонент сможет подключить новые услуги только активными действиями — отправкой смс, исходящим вызовом или отправкой USSD-команды (сервис коротких сообщений). Все эти действия оператор должен будет отразить в детализации об оказанных услугах. Закрепляется, что детализация счёта должна быть для абонента бесплатной.
Роспотребнадзор также предлагает разграничить понятия «тарифа» и «тарифного плана», то есть цены на отдельную услугу и совокупность таких услуг по определённой цене. Сейчас операторы злоупотребляют своим правом на одностороннее изменение тарифов — например, прикрываясь изменением тарифа, меняют сразу тарифный план (порядок, сроки и систему оплаты, набор услуг и т. д.) без согласия абонента. При этом предлагается исключить из тарифного плана дополнительные услуги, чтобы оператор не мог в одностороннем порядке менять их цену и условия предоставления.
Инициатива Роспотребнадзора направлена на защиту граждан, считает член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
«Принятие документа позволит избежать ситуации, когда абонент не понимает, почему у него расходы на сеть не те, которые он планировал. Потому что не у всех высокая правовая культура и не все чётко отслеживают и понимают механизмы ценообразования», — уточнил депутат.
Он добавил, что предложенные поправки в правила предоставления услуг связи добавят комфортности во взаимоотношениях сотовых операторов и абонентов.
Если абонент не желает смириться с повышением стоимости услуг без его ведома, эксперты советуют сначала позвонить в службу поддержки сотового оператора и сообщить о нежелании менять тариф. Возможно, оператор предложит устраивающую всех альтернативу.
Если оператор заупрямится, следует отправить письмо в двух экземплярах в головной офис компании по почте или отнести заявление самостоятельно. В письме необходимо указать о несогласии с повышением тарифа, пояснив, что изменение стоимости услуг связи произошло не в интересах потребителя и ущемляет его права.
Следует также упомянуть о желании сохранить прежнюю стоимость тарифа или перевести на новый тарифный план с сохранением всех условий прежнего, — объясняет парламентская газета.