Время стремительно несётся и забирает у нас живых свидетелей самой кровопролитной войны. К счастью, пока у нас есть возможность общаться с их потомками и узнать, какими они были, герои Великой Отечественной, как жили и трудились, какой ценой им досталась Победа. Воспоминаниями о своей семье и об отце, который прошёл всю войну и дошёл до Берлина, поделилась Валентина Миронова (Паксютина), жительница посёлка Светлогорск.
Отец Валентины Андреевны – Паксютин Андрей Алексеевич – родился в 1912 году в Казахстане, в Кокчетавской области, в посёлке Рузаева. Приблизительно в 1929-30-х годах Паксютины всей семьёй переселились на Южный Урал, в посёлок Зингейский. Тогда только зарождался совхоз «Горный», так что работы было много, и Андрей устроился трактористом.
Примерно в это же время, в 1929 году, на строительство соседнего Магнитогорска приехала Анна Носкова, уроженка деревни Абдулино Саратовской области. Носковы жили зажиточно: своё хозяйство, лошади, быки. Отца Анны раскулачили, забрали всё и убили – за то, что не стал отдавать лошадей в колхоз. Мать Анны умерла в молодости. После смерти родителей девочку воспитывал дед. В Магнитогорск девушка приехала не одна – с племянниками Ваней, Федей, Сашей. Анна была им опекуном, так как их отца Иосифа арестовали по линии НКВД. За что арестовали дядю Иосифа – никто не знает: раньше не сообщали, приезжали и забирали. Позже, уже в наше время, узнали судьбу Иосифа: его расстреляли в Челябинске, реабилитирован посмертно. Племянники Анны выросли, выучились, работали на ММК.
Трудилась на металлургическом комбинате в Магнитогорске и Анна. Как-то она приехала в Агаповский район на уборку урожая. Здесь, в посёлке Зингейский, девушка познакомилась с Андреем Паксютиным, и уже в начале 30-х годов молодые поженились. Анна переехала в посёлок к мужу, устроилась телятницей. В 1937 году родился первенец Лёша, в 1939 году – Валентина, в 1942-м – Василий.
В 1941 году, после уборки урожая, Андрея призвали на фронт.
– Стояла глубокая осень, было холодно, – рассказывает Валентина Андреевна. – Уходил отец в один день с Плотниковым. Третьего ноября провожать мобилизованных вышла вся деревня. Уезжали они на войну на своих тракторах. Жители посёлка проводили отца и Плотникова до первого пригорка по дороге на Утарку, потом их путь лежал на станцию Субутак. Мы всей семьёй ехали с отцом на тракторе, а когда прощались, отец собрал всех нас в охапку, крепко обнял и поцеловал…
Перед войной в посёлке Зингейский было около десяти дворов, люди жили в землянках. Здесь жили семьи Плотниковых, Пичугиных, Лисовских, Сюсиных, Алексеевых, Паксютиных… Контора отделения находилась в каменном складе, а в деревянной избе размещалась школа. Учителем работала Шурочка Игнатова (потом её перевели в Горный).
Маленькая Валя Паксютина училась вместе с Катей Лисовской, Тамарой Плотниковой, братьями Ключниковыми. В школу ребятишки бегали зимой и летом босиком – обуви и одежды толком не было. Летом дети всегда были в поисках пищи: на лугах вдоль речки собирали кислятку, лук, дикую морковку, борщовку, в реке рвали корни камыша и лилии. Мальчики собирали яйца стрижей в норах на берегу реки, ловили раков, рыбу – варили, ели, делились с девочками. На току работал дед Плотников – дети к нему ходили тайком. Дед нажарит зерна «курмач» в пудовке и понемногу угощал всех. В гурте, когда отелится корова, оставалось молозиво – доярки его варили, а потом угощали всю деревню. Дети черпали молозиво из ведра ладошками и ели. Люди в деревне жили дружно, помогали друг другу, делились последним.
Когда дети стали постарше, стали помогать взрослым на сенокосе, сдвигали на быках валки. Работала Валентина с Геной Пичугиным, возили сено на плетёной из лозы телеге-«хворостянке». Валина мама – Анна Кузьминична – работала в телятнике, а вечером ходила в контору: делала уборку, топила печь (печь тогда топили кизяком).
Жили Паксютины в землянке, держали одну корову. Родившегося телёнка выпаивали и сдавали в налог на мясо. Агентом по налогам был Ананьев Павел (отец Пети Ананьева), он собирал у населения налоги: мясо, молоко, яйца, шкуры. Рядом, в посёлке Базарский, был колхоз: люди в колхозе жили плохо, работали за трудодни.
– Отец письма с фронта присылал очень редко. А если приходило письмо, то его читали всем посёлком, – продолжает Валентина Андреевна. – Жили мы в соседях с Борониными; у Борониных отец погиб под Сталинградом – весь посёлок плакал. А наш отец вернулся домой, холодной осенью 1945 года. В Зингейку его привезли на лошади – встречать вышла вся деревня. Отец был в шинели и во всём военном, за спиной – большой вещмешок. Он привёз яблоки и каждому ребёнку деревни дал по большому яблоку.
Мы первый раз в жизни увидели яблоки и не знали, что с ними делать; думали, что это мячики. Папка раскусил яблоко и дал нам… Когда отец снял шинель, у него вся грудь была в орденах и медалях, а на теле не было живого места – всё в шрамах от осколков и пуль. Папа обнял нас, детей. На глазах у него были слёзы, а мама висела на нём и тоже плакала. Когда отец посадил нас на колени, я сидела и смотрела на него и на медали, а медали звенели, звенели. За пять лет мы, дети, забыли отца, я думала: «Что это за дядя?». А мама говорила нам: «Дети, это ваш папка…»
По сравнению с другими семьями мы уже жили богато: отец вернулся. После короткого отдыха он опять сел за рычаги трактора, работал в совхозе. Приносил понемногу пшеницы. Дома были ручные жернова, мама молола зерно, пекла хлеб, варила кашу. Потом стали жить ещё лучше. Хлеб привозил из Ташказгана дед Абдулин, там была пекарня. Хлеб покупали, давали по норме, номер очереди записывали на ладошке химическим карандашом.
В 1946 году родился братик Толик, а в 1949-м – Шурик.
После войны в Зингейском в коровнике жили пленные немцы, охраняли их солдаты с автоматами и собаками. Немцы строили, бетонировали силосные ямы. Три-четыре ямы до сих пор стоят за речкой напротив посёлка. Люди ходили посмотреть на пленных, когда их вели на работу: для всех это было удивление. Немцев вели по деревне, были они грязные, полураздетые, обросшие, все в заплатках. Жители, кто пожалеет, бросали им валенки, калоши. Солдаты из охраны жили по квартирам в посёлке, а немцев на ночь закрывали в коровнике. Чтобы спастись от холода, спали они, прижавшись к коровам. Зиму отработали пленные в Зингейке, а потом их куда-то угнали…
Валентина закончила четыре класса школы в посёлке Зингейский, до седьмого класса училась в Свердловской области, в городе Каменск-Уральск. Жила Валентина у дяди Носкова Павла Кузьмича (брат мамы). Павел Кузьмич приезжал в Зингейку, он видел, как работают дети в совхозе – веют зерно в складах, помогают взрослым. Пожалел племянницу и забрал к себе. Жена Павла Кузьмича Мария была доброй женщиной, хорошо относилась к Вале. У них была дочь Неля, примерно одного возраста с Валентиной. Девочки подружились и всегда были вместе.
В 1951 году отец Валентины Паксютин Андрей Алексеевич умер в возрасте 40 лет, похоронен на местном кладбище.
Валя в 14 лет вернулась в деревню. В город уехать было трудно: справок и паспортов в то время не давали. Девушка стала работать в совхозе дояркой: дали группу – 16 коров. Работать в то время было очень тяжело. Доили коров вручную три раза в сутки, дежурные доярки чистили базовки, сами вывозили навоз. Летом ремонтировали коровники, мазали глиной, белили. Наставниками у молодых доярок были Важенина и Долгушина. Были они добрые женщины – жалели девушек, учили, здорово помогали. Работала Валентина с Борониной Надей, с Лисовской.
В 1959 году Валентина вышла замуж за Петра Миронова. Он жил в посёлке Горный, работал трактористом. Молодёжь из Горного тогда приезжала на танцы в Зингейку, танцевали девушки и парни под открытым небом, под патефон. Валентине Пётр сразу понравился, был он серьёзный, работящий, без вредных привычек. Расписались молодые в ноябре, в Янгельке. До Янгельки шли пешком, с собой взяли булку хлеба и халву, на обратном пути остановились на берегу Урала, пообедали. Свадьба была на Зингейке, мама Валентины ставила брагу – гулял весь посёлок.
После свадьбы Валентина переехала к мужу в посёлок Горный. Народ там жил дружно, двери не закрывали, замков не было. Первое время молодые супруги жили в землянке, соседями у них были Аня Николаева, бабка Чеботарёва. Подругой Вали была Нина Кузнецова, у неё отец погиб, а мама умерла во время войны. Трудилась девушка дояркой. Управляющим отделения был Резепин, потом Летешов, Панов Александр. Работала Валентина с Маней Кудимовой, Катей Ахтямовой, Розой Фахрутдиновой, Женей Жумагуловой, Кланей Шитиковой. Дояркам стало легче, когда пошли доильные аппараты, транспортёр и автопоилки.
Когда в Светлогорске построили двухэтажные дома, Миронову Петру дали квартиру. Валентина оставила ферму и устроилась штукатуром-маляром в стройчасть, в бригаду к Кате Санько. В стройчасти было три бригады, и всем находилась работа. Валентина Андреевна до пенсии работала штукатуром-маляром, заслужив звание «Ветеран труда». Супруг её Пётр Яковлевич в 2010 году ушёл на тот свет.
Сегодня отрада Валентины Андреевны – две дочери (Надежда живёт на Украине, в г. Конотоп, Ирина – в Светлогорске), …внуков и …правнуков. Им по наследству передаётся память о деде и прадеде, который мужественно отстоял Родину. Сама Валентина Андреевна в этом году отметила 80-летие. И сколько бы ни прошло времени, далёкие воспоминания об отце-фронтовике живы в её сердце, где навсегда поселилась безграничная благодарность – за подаренную жизнь и мирное небо.
Паксютин Андрей Алексеевич прошёл всю войну. Воевал на Карельском фронте, освобождал от фашистов Эстонию, Латвию, Литву, Украину, Польшу, участвовал в штурме Берлина. После капитуляции Германии война для Паксютина не закончилась. В боевом пути указано, что он участвовал в боевых действиях по ликвидации последних очагов сопротивления врага, которые закончились для Андрея 14-15 августа 1945 года.
В военных архивах есть наградной лист химика взвода, ефрейтора Паксютина Андрея Алексеевича за то, что он с начала наступательных действий систематически вёл химразведку, добыв ценные сведения по химзащите противника. В бою 12.07.1944 года поставил дымовую завесу, обеспечил форсирование водного рубежа.
Награждён медалью «За боевые заслуги».
Азамат Мамбетов, руководитель краеведческого объединения «Память» п. Светлогорск.
Слава героям !