Более шести тысяч жителей Агаповского района воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Каждый третий из них не вернулся. И для каждого жизнь стала настоящим подвигом.
В Агаповском районе на сегодня проживает девять ветеранов – участников и инвалидов Великой Отечественной войны, малолетних узников фашистских концлагерей. В силу возраста они почти не выходят из дома, редко посещают торжественные мероприятия. Но их память хранит испытания, которые выпали на их долю.
В Агаповском районе проживают 7 ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, 2 несовершеннолетних узника концлагерей, 159 тружеников тыла, 45 вдов участников войны.
Василий Терентьевич Аристов из посёлка Приморский прошёл Сталинградскую битву. Домой вернулся инвалидом по ранению только в 1946 году, пережив немало страшных и горьких событий. «Никогда не забуду Сталинградскую битву, – вспоминает Василий Терентьевич. – Таких сильных морозов, как тогда, я больше не помню. Шлемом прикрывали лицо, чтобы хоть немного защитить его от ветра. Вокруг губ – болячки. Кормили плохо: машины с продовольствием бомбили немцы. Вид у нас был жалкий. Радовались, когда попадалась лошадка, убитая после боя. Легче стало только в 1943 году…
С первых дней войны был призван на службу и житель Агаповки Николай Дмитриевич Бучельников. Осенью 42-го он прибыл на Сталинградский фронт. «День и ночь стоял страшный гул. Били все виды оружий, горели здания, весь Сталинград был виден через реку, – вспоминает ветеран. — Около месяца шли бесконечные страшные бои».
Многое из того периода Николай Дмитриевич не помнит, только состояние постоянного шока, страха, озлобленности. Через месяц от полка осталось всего девять человек. А потом ещё страшные два года в плену, где смерть от голода была обычным явлением. Освободили Николая Дмитриевича 10 апреля 1945 года американские солдаты.
Николай Моисеевич Волненко призвался в 1944 году. «В боевых действиях я участия не принимал, но смерть была всегда рядом. Войну мы видели своими глазами. Победу встретил в Восточной Пруссии, затем была служба на Дальнем Востоке, и война с милитаристской Японией,» — вспоминает Николай Моисеевич. Он единственный оставшийся в живых в Первомайском сельском поселении ветеран Великой Отечественной войны. Живет герой нашего времени в поселке Малиновка вместе с супругой.
В начале этого года на всю великую Россию «прогремело» имя Ивана Константиновича Кузнецова. Под Калининградом в прошлом году поисковики нашли медаль «За Отвагу». По номеру на оборотной стороне удалось узнать, кому она принадлежит. Согласно документам, хозяин медали Иван Кузнецов числился пропавшим без вести. Но наш герой оказался жив и здоров. И по сей день он проживает с семьёй в Светлогорске. – Рядом разорвался снаряд, меня ранило, всего засыпало землёй. Спасибо санитарам: заметили сапоги, откопали… С собой у солдата всегда был планшет, в котором он хранил документы, гвардейский значок и медаль «За отвагу», полученную при освобождении Литвы от немецко-фашистских захватчиков. Как сказано в наградном листе, «гвардии сержант Кузнецов уничтожил два вражеских пулемётных расчёта и снайперскую группу». Победу Иван Константинович встретил в госпитале города Штольп (сегодня – польский Слупск).
В 43-м году был призван в армию Владимир Николаевич Прокопьев, ныне живущий в посёлке Озёрный. – Горячих боёв не было, но с автоматом побегать пришлось, – говорит ветеран. Связист Прокопьев освобождал Вислу, дошёл до Берлина и служил в Германии до 1950 года. Столько лет прошло, а май 45-го Владимир Николаевич помнит так, словно это было вчера. – Берлин взяли уже 2 мая. Помню, как все бежали, чтобы расписаться на здании рейхстага. Я ростом невелик – пришлось дотягиваться. Наверное, там уже ничего не сохранилось, – улыбается ветеран. За военную службу Владимир Николаевич награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями за освобождение Варшавы, взятие Берлина, на его груди – более десятка юбилейных медалей.
Немало наград и у Марии Макаровны Гамалий. В годы войны она служила авиамотористом бомбардировочного полка на Дальнем Востоке. Готовила экипажи к вылету. Она до сих пор помнит тот первый вылет в 4 утра, когда дежурила на старте. Тогда не вернулись три экипажа по девять человек. Глядя на военные фотографии Марии Макаровны, не перестаёшь удивляться: как эта хрупкая девушка справлялась с обслуживанием самолётов?
Тяжкие испытания выпали на долю наших землячек – Марфы Фёдоровны Авиленко с Магнитного и Галины Ивановны Максимовой с Буранного. 20 мая 1942 года Марфу вместе с несколькими женщинами с их хутора на трёх подводах привезли в город Мена, погрузили в «телячьи» вагоны и отправили в Германию. Сначала их поселили в каком-то разваленном помещении без крыши, пока строились бараки. Затем их переселили в эти бараки, которые были поделены на отдельные клетки с деревянными нарами, на которых лежали соломенные матрацы с вытертым одеялом, посередине стояли убогий стол и несколько скамеек. Всех женщин переодели в полосатые халаты, а на рукава, грудь и спину поместили номер – так и ходили всё время. Поднимали их в 6 часов утра, давали подобие кофе, 200 граммов хлеба – это на целый день. Есть хотелось постоянно. За провинность наказывали, но не убивали… Немки обзывали наших женщин «русскими свиньями». Имён у этой рабской силы не было, их называли по номерам. Марфа Фёдоровна на всю жизнь запомнила свой номер – 35.
Через лагеря смерти прошла и Галина Ивановна Максимова. В те годы её семья жила в Псковской области. Ей ещё не было и трёх лет, когда в 1944 году её вместе с мамой, двумя братьями и двумя сёстрами фашисты увезли в Германию. Все они попали в разные концлагеря. Как маленькая девочка прожила год в фашистских застенках, сегодня не знает никто. В 1945 году их освободила Советская армия.
Всё дальше и дальше уходит эхо Великой Отечественной. Мы, к счастью, не знаем войны… Но нас до сих пор волнуют рассказы ветеранов о событиях тех лет. Они не дают забыть прошлое, напоминают о том, какой ценой завоевана Победа. И когда мы говорим: «Они защищали Родину», мы имеем в виду всё военное поколение, всех живших в то время, — воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава!