3 июня православный мир чествует великую святыню земли Русской – Владимирскую икону Божией Матери, в честь которой названа церковь в Агаповке.
В дни трагических событий, по молитвенному обращению людей, Пресвятая Богородица не раз спасала землю Русскую от нашествия врагов. Вот и празднество иконы в эту дату установлено в память чудесного избавления Москвы в 1521 году от крымского хана Махмет-Гирея, который вторгся в московские пределы. По слёзным молитвам верующих к Небесной Покровительнице Москва была спасена.
И в советскую эпоху – в годы великих гонений за веру, пролития моря крови церковнослужителей, бездумного разрушения величественных и скромных храмов, верующие продолжали обращать своё сердце к Утешительнице и Избавительнице страданий. А когда на смену антирелигиозной политики пришла демократия, люди начали открыто возвещать о благодарности Богу и Пресвятой Богородице посредством строительства новых храмов, часовен.
В нашем районе по инициативе начальника ИДП Евгения Циглера в молитвенную память воинов-горняков, погибших в годы второй мировой войны, на Флюсовой была построена и 9 мая 1995 года, в день 50-летия Великой Победы, освящена часовня.
В тот день чин её освящения совершил настоятель Свято-Никольского храма г. Магнитогорска иерей Фёдор. Именно эта часовня положила начало возведению в нашем районе новых храмов. Первый из них посвятили Владимирской иконе Божией Матери. Со времени его открытия минуло двадцать лет.
Весной того же 1995 года в кабинете заместителя начальника ИДП П. И. Толмачёва зашёл разговор и о строительстве на территории рабочих посёлков этого предприятия – Флюсовой и Промстроя – церкви.
С аргументами в её пользу выступил местный житель Николай Мерш, заявив, что в часовне нельзя совершать Божественную литургию. И его поддержали.
«Пётр Иванович Толмачёв тут же предложил построить церковь своими силами, – пишет Николай Мерш в воспоминаниях о тех событиях. – Я найду тебе строительный материал в нужном количестве, заверил он. Загоревшись этой идеей, я решил, что организационные вопросы по созданию общины возьму на себя. Возник новый вопрос: где ставить церковь? Пётр Иванович предложил на противоположном мечети конце пешеходной дорожки. Место удобное во всех отношениях: линия электропередачи проходит рядом, автобусная остановка – тоже…»
Однако до открытия Божиего дома пройдёт ещё более пяти лет, в течение которых велась большая подготовительная работа.
Будут новые помощники, возникнут неожиданные проблемы, но идея о строительстве храма объединит жителей Агаповки и других населённых пунктов района. На первых порах Николая Ивановича мучил вопрос названия храма. Были варианты, но сам он, по воспоминаниям, надеялся на подсказку свыше и молился об этом.
И однажды во время вечерней домашней молитвы его осенила мысль посвятить храм Владимирской иконе Божией Матери.
«Честно сказать, – писал Н. Мерш в своих воспоминаниях, – я не слышал о такой иконе и тут же отыскал этот образ, его описание в книге. Лик согрел моё сердце и пронзил душу…»
Вскоре Николай Мерш поехал к благочинному Южного округа Челябинской епархии, настоятелю Михаило-Архангельского храма г. Магнитогорска протоиерею Флору. Но, как и ожидалось, застать его на месте оказалось делом сложным, и поэтому подобных попыток было несколько. А когда встреча и беседа с ним состоялись, он, благословив желание агаповцев, пообещал поставить в известность об этом епископа Челябинской епархии Георгия. И действительно дней через десять сам владыка Георгий прибыл в Агаповку, чтобы на месте дать необходимые наставления для практического осуществления задуманного.
«Поначалу, – вспоминает Н. Мерш, – выбранное место для будущей новостройки епископ Георгий не одобрил: рядом дымили доломитовые печи. Пришлось объяснить ему проводимую экологическую политику ММК, на что он в итоге согласился со словами: «Что ж, помолимся Господу и испросим Его благословения!» А следом он громко произнёс молитву и широко перекрестил место под строительство…»
А затем пошло время решения самых важных проблем с администрацией района: отчуждения земли под строительство, заказ проекта, поиск оптимальных вариантов возведения храма. В 1995 году главой района был избран Александр Давлетбаев, и он оказал неоценимое содействие в осуществлении задуманного.
По его заданию инженер-инспектор госархнадзора районной администрации Лидия Евстигнеева с группой инициаторов новостройки отправились в Челябинск, в «Гражданпроект», и заказали согласованный проект. Готов он был месяца через четыре. За это время Николай Мерш принял меры по организации православного общества. Через полгода получили церковный устав. Открыли банковский счёт. Для усиленной молитвы благословились у настоятеля Свято-Никольского храма г. Магнитогорска отца Фёдора на чтение Акафиста Владимирской иконе Божией Матери. В зимний период собирались на соборную молитву в доме Анастасии Душкиной. А летом читали акафист на строительной площадке. Так верующие просили Богородицу о помощи в строительстве храма.
Котлован под фундамент был вырыт, а 9 июня 1997 года в присутствии нескольких сотен человек, главы района А. Давлетбаева и его заместителей отец Фёдор, настоятель Никольского храма Магнитогорска, отслужил молебен на освящение места новостройки.
Вёл строительство СМП-216, главный инженер М. А. Загулин. От районной администрации работу курировали первый заместитель главы И. Х. Валеев и заведующая отделом строительства В. В. Шалева.
А в это время изготовлением иконостаса, Царских врат и икон занялись местные художники Виктор Фатеев, Георгий Хаустов и Евгений Кухтевин. Одновременно организовали сбор средств для приобретения колоколов и церковной утвари. Ощутимые пожертвования внесли супруги В. И. и В. Р. Карасёвы, предприниматель А. Н. Волошин, работники Агаповского ПУЖКХ, районной администрации, казначейства, жители Агаповки, Магнитного и Наровчатки. Неоценимую помощь в приобретении малых колоколов оказал житель Агаповки Анатолий Ильясов.
В августе 2000 года храм освятил митрополит Челябинский и Златоустовский Иов.
Екатерина Поплева, катехизатор храма Владимирской иконы Божией Матери.
Продолжение следует.