Полгода в «Артеке», а память – на всю жизнь
Воспоминаниями о работе в легендарном лагере в Крыму поделилась Надежда Гредякина, тренер-преподаватель детской спортивной школы.
«В «Артеке» я работала с мая до середины октября 1995 года. В Челябинском педагогическом университете, где я училась, объявили набор вожатых в «Артек» и «Орлёнок». Конкурсный отбор проходил в несколько этапов. Пройдя испытания, мы отправились на полгода работать вожатыми в «Артек». Первое впечатление: очень большая территория, протянувшаяся по побережью Чёрного моря, огромный лагерь, состоящий из десяти самостоятельных лагерей. Каждый из них имел своё название.
Работать в «Артеке» было не только интересно, но и очень ответственно. На отряде было два воспитателя и два вожатых, детей – 14 девочек и 14 мальчиков.
Каждая смена была интересной. Это и красивая природа, и запоминающиеся мероприятия, и насыщенные событиями дни. Но главное, чему учил детей «Артек», – общаться и дружить.
В 1995 году легендарный лагерь в Ялте отмечал своё 80-летие. Был организован большой праздник на стадионе с выступлением Олега Газманова, Софии Ротару. До сих пор с удовольствием вспоминаю эти шесть месяцев в Крыму».
Есть ностальгия по тому времени…
Учитель Агаповской школы №1 Светлана Кучерова в 70-х годах прошлого века работала пионервожатой. Хорошее было время, уверена она.
«Я работала в 1971 году пионервожатой в Кизильском районе, в Полоцкой школе. Моей главной задачей было поддерживать союз, взаимодействие между ребятами пионерского возраста и учителями. Ребята тогда «горели»: они хотели собирать макулатуру, металлолом. Было много газет, и люди подписывались на периодику, а потом несли её из дома в школу. Мы её перевязывали и собирали в большие пачки. Ещё выпускали газеты. Работали дружно, весело. У пионеров были правила, которые они старались соблюдать.
Октябрята очень ждали, когда их примут в пионеры. В третьем классе в конце апреля или начале мая, но строго до 19 мая – Дня пионерии – им повязывали галстуки. Ребят принимали в пионеры по заслугам. Нарушителей с первой попытки не принимали, ждали, когда они исправятся, а они все хотели снять октябрятский значок и надеть красивые красные галстуки. Это стимулировало их к исправлению поведения и оценок.
Всё происходило в торжественной обстановке. Часто это было на природе, в сквере. Директор говорил речь, школьники читали стихи про пионеров и пионеров-героев. Обязательно пели гимн, причём без музыкального сопровождения. Виновники торжества гордились, чувствовали себя взрослыми.
Галстуки носили все и всегда. Если кто-то забывал надеть галстук, его отправляли домой.
Все пионеры стремились в комсомол, а чтобы стать комсомольцем, нужно было быть хорошим пионером. Мы учили биографии всех пионеров-героев, их подвиги. Ребята занимали должности самоуправления: были пионервожатые, председатели отряда. На этих детей равнялись. Класс делился на три звена, часто их садили по рядам. В классе соревновались, в качестве поощрения у каждого класса были свои значки: черепашки, ракеты и прочее. Были пионерские слёты, во время которых нас награждали, давали путёвки в местные лагеря. В районных мероприятиях участвовали дружно, болели друг за друга, переживали.
Есть ностальгия по тому времени…»
Это то, что даёт смысл
Пионервожатой работала в начале педагогической карьеры и учитель Наталья Вахрамеева.
«Это было с 1983 по 1986 годы в Харьковской школе, куда я попала по распределению. На мне была воспитательная работа: праздники, сценарии мероприятий, сбор макулатуры, металлолома. Организовывали походы, слёты, чистили лёд на речке для игры в хоккей. А сколько раз я была снегурочкой!
Проводила очень много открытых мероприятий, часто для этого ездили в Дом пионеров. За одно такое мероприятие у меня есть даже благодарность в трудовой книжке.
За каждым классом был закреплён участок на овощебазе, и каждый день, начиная с декабря, после уроков мы с ребятами ходили перебирать овощи. Ещё помогали в телятнике. Никто из детей труда не боялся, всегда помогали.
В 1999 году я пришла работать в нашу школу, тоже на должность вожатой, но уже не пионерской… Потом была председателем пионерской дружины в школе. Много лет отработала в пионерском лагере, в том числе и старшей вожатой.
Считаю, что пионерская организация и сейчас нужна нашим школьникам, потому что детям она давала смысл. А это очень важно!»
Пионерское движение – собирательное название детских коммунистических организаций, существующих в разных странах. Первая пионерская организация была создана в СССР в 1922 году. За основу было взято российское скаутское движение.
Цель пионерской организации – воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Она была выражена в девизе организации. На призыв «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» следует ответ: «Всегда готов!»
Материалы подготовлены сотрудниками музея трудовой и боевой славы Агаповской школы №1.