Воскресенье перед Великим постом Церковь назвала «Воспоминанием изгнания Адама из рая».
Почему? Господь дал Адаму и Еве величайшее достоинство – образ и подобие Божие и свободную волю в выборе добра и зла. Господь поселил Адама в раю. Рай был и в самом Адаме: это благодать Духа Святаго. Адам был чист, но несовершенен. Он должен был постепенно совершенствовать себя в любви к Богу через некие испытания, которые посылал ему Господь. В раю росло два дерева – древо познания добра и зла, к которому человек не должен был прикасаться, и древо жизни, даровавшее человеку бессмертие.
Не устояли перед этим соблазном наши праотцы, не признали своего греха, обвинив в нём Самого Бога, и нарушился союз человека с Богом. Внутренний рай в душе Адама исчез, испепелён его грехом. Пребывание в раю теперь для Адама было бы не только бессмысленно, но и мучительно, он мог дойти до демоноподобной ненависти к Богу. И потому Господь изгоняет его из рая. Началась его земная жизнь, полная скорбей.
Мы тоже несём наказание за грехи праотцов, но вместе с тем мы наследуем и великое благословение, дарованное нашим праотцам – это образ и подобие Божии и обетование вечной жизни. И если Адам потерял Эдем, то нам Господь даровал Небесное Царствие. Но войти в это Царствие стоит немалых усилий, связанных с борьбой со своими грехами. Великий пост – одно из испытанных средств борьбы с грехопадением. Как конь обуздывается уздою, так тело наше постом, считают святые отцы. Церковь в преддверие поста, в Прощёное воскресенье, наставляет покаяться в своих грехах, простить всех обидевших нас, ведь мы и сами нередко обижаем многих – и словом, и делом, и мыслями.
Во время Великого поста необходимо обуздывать свои мысли, чувства, порывы. Святитель Григорий Богослов наставляет так: «Идёт к преуспеванию духовного возраста тот, кто хорошо питается словом Божиим».
Протоиерей Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери.