С 2020 года в России появятся электронные трудовые книжки, которые обеспечат постоянный и удобный доступ граждан к информации о своей трудовой деятельности. Цифровой аналог бумажного документа будет содержать сведения о занятости гражданина начиная с 2020 года.
Переход к новому формату добровольный и будет осуществляться только с согласия работника. При этом сначала всех сотрудников обязаны уведомить в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве. Затем гражданам необходимо подать заявление (в произвольной форме), в котором сообщить работодателю о выборе электронной трудовой книжки или о сохранении бумажного варианта. Все граждане, которые выберут электронную, получат бумажный экземпляр трудовой книжки на руки. В неё будет внесена соответствующая запись о сделанном выборе.
У сотрудников, которые впервые трудоустроятся с 1 января 2021 года, все сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.
Работодатели со следующего года обязаны представлять в Пенсионный фонд РФ сведения о трудовой деятельности работников, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки. Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место кадровые мероприятия либо подача сотрудником заявления, передаются данные о приеме на работу и увольнении, о месте работы, профессии, сведения о переводе с одной должности на другую.
Каждый работник может получить сведения из электронной трудовой книжки через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда РФ, на портале государственных услуг. Также эту информацию можно запросить у работодателя (только о последнем месте работы), в территориальном управлении Пенсионного фонда РФ и МФЦ.