В четвертом веке по Рождестве Христовом равноапостольный царь Константин Великий, идя на сражение против Максентия, увидел днём в воздухе крест, составившийся из звёзд, а внизу креста слова: «Сим побеждай». Ободренный чудным явлением, Константин Великий смело вступил в сражение и победил своего врага.
Мать Константина святая равноапостольная царица Елена, приписывая эту победу Иисусу Христу, приняла намерение отыскать крест, на котором он был распят. Она отправляется в Иерусалим и после долгих расспросов узнает, где крест Господень. Он был зарыт под языческим храмом. Царица Елена повелела снести капище. Здание сломали и нашли три креста. Который же крест Христов? Промысл неожиданно разрешил это недоумение. Мимо того места несли на погребение мертвеца. Патриарх Иерусалимский Макарий повелел несшим остановиться и полагаемы были кресты на мертвеце. Два креста не оказали никакого действия, а третий – оживил мертвеца.
Так и узнали, который крест Господень. Множество народа, собравшееся к месту обретения святыни, не имело возможности увидеть крест. Тогда патриарх Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать (воздвигать) крест, и люди благоговейно поклонялись ему с возгласом: «Господи, помилуй». Совершилось это событие в 326 году.
Что значит для нас этот крест, ведь он был символом и орудием смерти? На кресте совершилось спасение человека, и слава Божия воссияла во вселенной. С тех пор от креста воссияла благодать Божия. И прежнее орудие позорной казни сделалось для христианина предметом глубокого благоговения и почитания. И теперь крест – это орудие победы каждого христианина, который носит на своей груди святой крест, исповедуя Христа. Поэтому мы должны любить и почитать крестное знамя, хранить его и не допускать поругания этой святыни.
Протоиерей Сергий Резепов, благочинный Агаповского благочиния, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери.